Наталья Казакова
Викторина в подготовительной группе на тему «Электричество»

Викторина в подготовительной группе на тему : "Электричество "

Цели :

обобщать знания о бытовых электроприборах , их назначении и правилах пользования; обобщить представление о профессии электрика

способствовать развитию осторожности и осмотрительности;

развивать логическое мышление и память, умение выслушивать ответ товарища, не перебивая;

воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Предварительная работа : рассматривание электроприборов , разгадывание загадок, чтение литературы по теме.

Оборудование и материалы : карточки с изображением электроприборов , ребусы

Ход викторины:

Воспитатель : Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы проводим викторину .

Нам нужно разделиться на 2 команды, выбрать капитана и придумать название команды.

Представлю вам наше жюри. Баллы за команду будет писать ….

За придумывание название команды-1 балл.

День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас!

Здесь для игры собралась детвора,

Ее начинать нам настала пора!

Воспитатель : Тему нашей викторины вы узнаете , отгадав загадку :

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это … (электричество ) .

1. Блиц-опрос

Я буду каждой команде задавать вопрос, а вы должны будете ответить дождавшись свой очереди. За каждый правильный ответ, вам дается 1 балл.

Продолжи : электроприборы это … (телевизор, холодильник и т. д.) .

Назови лишний предмет : микроволновая печь, стиральная машина, телевизор, вилка. (вилка)

Назови лишний предмет : тарелка, кастрюля, холодильник, сковорода. (холодильник)

Назови одним словом : магнитафон, компьтер, утюг, пылесос - это. (электроприборы ) .

Через что проходит ток? (провода)

В каких случаях электричество полезно ? А в каких опасно? (Полезно, когда можно посмотреть телевизор, приготовить покушать, зарядить телефон. Опасным, когда происходит замыкание и тога возникает пожар)

2. Загадки. За каждый правильный ответ, мы даем вам 2 балла.

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкают снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина.

(Холодильник)

Пыль увижу - заворчу,

Заверчу и проглочу.

(Пылесос)

В полотняной стране

По реке-простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Если кнопочку нажать -

Будет музыка звучать

(Магнитофон)

Чудо-ящик –

В нем окно.

В том окошечке –

(Телевизор)

Посмотри на бочок

Во мне вертится волчок.

Ни кого он не бьет

Зато всё собьёт.

(Миксер)

На столе в колпаке,

Да в стеклянном пузырьке,

Поселился дружок –

Развеселый огонёк

(Настольная лампа)

3. Игра «Что для чего?» За каждый ответ назначается 1 балл

Ведущий показывает на карточках электроприборы , а дети рассказывают об их назначении.

УТЮГ, -ЧАЙНИК –ТЕЛЕФОН –БЛЕНДЕР –ХОЛОДИЛЬНИК –ФЕН

4. Физкультминутка «Электричество » . Жюри с нами делает зарядку.

Ток бежит по проводам (Поочередно стучат пальчиками одной руки о пальчики другой руки.)

Свет несёт в квартиру нам (Бег на месте)

Чтоб работали приборы :

Холодильник, мониторы, (Загибаем поочередно пальцы)

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принёс. (Стучат кулаком одной руки о кулак другой.)

5. Игра «Вопрос» За правильный ответ вам дается 1 балл.

*Как называется профессия человека, который занимается электричеством ? (электрик ) Что входит в его работу? (ремонтировать электроприборы )

*Кто такой инженер? Чем он занимается? (инженер-электрик , придумывает схемы)

6. Ребус. За правильный ответ -2 балла.

Нужно составить слово, связанное с электричеством .

Составьте слово по первым буквам предметов, изображенных на картинках : тыква, огурец, картофель.

7. Игра с мячом «Опасно - не опасно» . А пока жюри считают баллы, мы с вам поиграем в игру «Опасно- не опасно» . Я буду назвать предмет, если этот предмет опасен, то мяч отбрасываете, если не опасен, то ловите.

Утюг; -веник, -молния, -книги, -фен, -спички

Ведущая : Наша викторина подошла к концу . Я вижу, что вы все прекрасно справились с заданием.

Ведущие посчитали баллы? Молодцы, победили 2 команды!

Ты помни правила всегда,

Чтоб не случилась вдруг беда

И неприятность не пришла

И где-то вдруг тебя нашла.

И надо их не только знать,

А постоянно выполнять.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебное электричество» Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие"; "Познавательное развитие"; "Художественно-эстетическое развитие"; "Речевое.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей подготовительной к школе группы «Современность и электричество» Ветрова.

Конспект познавательного досуга «Доброе электричество - детям» для детей подготовительной группы На досуге присутствует инженер по охране труда МОЭСК Программное содержание: - систематизировать и уточнить полученные ранее знания детей.

Математическая викторина в подготовительной группе математическая викторина в подготовительной группе Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игры развивающей направленности. Задачи.

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе «Электричество и электроприборы» Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе. «Электричество и электроприборы» Цель: - Обогащать и расширять знания детей.

Тип урока: Урок обобщения и повторения пройденного материала.

Форма проведения: Урок-игра, викторина

Технические и программные требования к уроку: компьютер, мультимедиа проектор, викторина, представленная с помощью Microsoft PowerPoint (Приложение )

Цель урока : повторить и обобщить знания по теме: “Электрические явления”.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Формирование умения делать самостоятельные выводы, развитие межпредметных связей, расширение кругозора.

Воспитательная:

  • Воспитание самооценки учащихся, творческой инициативы, аккуратности, дисциплинированности;

Развивающая:

  • Развитие интереса к предмету, логического мышления, внимания, наблюдательности;
  • Развитие умений работать в группе;

Организационный момент (тема и цель урока)

Сегодня перед нами цель:

Все повторить и обобщить,
Анализ сделать, все сравнить
И множество задач решить.
А также надо объяснить
Как без электричества прожить.
В конце урока закрепить,
Ну и, конечно, оценить!

Обобщать и закреплять полученные знания мы будем сегодня в виде игры, которая называется “Электричество вокруг нас.”

Правила игры: Вам предоставляется 5 категорий игры (на доске):

  1. Историческая страничка: данная категория отражает исторические факты, связанные жизнью ученых, культурное наследие связанные с выдающимися фамилиями и вкладами в науку.
  2. Взаимодействия заряженных частиц: данная категория отражает поведение частиц в электрических взаимодействиях и их разнообразие и особенности.
  3. Характеристики электрического тока: данная категория отражает сведения о величинах, которые показывают количественные меры электрического поля.
  4. Черный ящик: в данной категории вас поджидают самые разнообразные вопросы, направленные на кругозор и межпредметные знания.
  5. Общие знания по физике: категория содержит вопросы, связанные с другими разделами физики.

Учитель представляет команды и проводит жеребьевку.

Дидактическая структура урока

Вид доски

Историческая страничка 10 20 30 40 50
Взаимодействие заряженных частиц 10 20 30 40 50
Характеристики электрического тока 10 20 30 40 50
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК 10 20 30 40 50
Общие знания по физике 10 20 30 40 50

Методика использования компьютера

Компьютер в данном уроке используется, как инструмент для демонстраций и подразумевает использование мультимедиа проектора. Компьютерный класс не требуется. Компьютерные технологии позволяют провести урок с яркими демонстрациями, более оперативно, чем в бумажном варианте или при работе с доской. Урок занимает около 1 часа (60 минут).

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент
Приветствие учащихся. Объяснение целей урока.

“Урок будет проходить в виде викторины. Правила игры: класс делится на группы и в каждой группе выбирается самый ответственный человек (капитан команды). Вопросы викторины имеют свою ценность от 10 до 50 баллов. Вопросы выбирают группы по очереди, и отвечает один человек из группы. Если одна команда не дает правильный ответ, то на него может ответить другая команда и получить себе на счет дополнительные 5 баллов. Ведущий фиксирует баллы на доске. Ответственные в группе фиксируют кто отвечает на вопросы и на сколько баллов. В конце игры баллы подсчитываются”

В роли ведущего может выступать учитель или подготовленный ученик.

Учитель раздает ребятам жетоны

Учащиеся делятся на не большие по 10-12 человек 2 группы.
Ход игры
ведущий делает комментарии по ходу игры, направляет игру, объявляет результаты Первая группа (по жеребьевке ), выбирает на игровом поле вопрос и отвечает на него, используя две, три минуты времени. Ответ вопроса проверяется с помощью подсказки.
Следующая по очереди группа выбирает вопрос и отвечает на него. Игра идет до последнего вопроса (Если есть затруднения в ответе, то вопрос передается следующей группе, а баллы не зачисляются )
Итоги
Ведущий подводит итоги. Объявляет команду-победителя. Учитель выставляет оценку уроку. Отмечает лучшие ответы и выступления с помощью ответственных в группах. Рефлексия

Учащиеся оценивают урок, понравился или не понравился им урок.

Спасибо за игру! С вами было очень интересно!

Заключительное слово учителя-ведущего:

Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Всех проводов “величество”
Зовется “электричество!”

Заключительная песня команд.









О нем великий Максвелл сказал: «Исследования …, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда-либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы этого «Ньютона электричества». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер)

Он открыл один из важнейших количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления. (Георг Ом).

По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль.)


Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрёл электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта.)

Он стал академиком в 39 лет, причём в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Их, по существу, не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии. (Андре-Мари Ампер.)

Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (Андре-Мари Ампер.)

Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Приём, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон.)













ОТВЕТ: Вторым проводом служит корпус автомобиля.

ОТВЕТ: Поражение током с тяжелым исходом возможно при напряжении, начиная приблизительно с 30 В.

ОТВЕТ: Во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха.

ОТВЕТ: Стеклянный баллон электрической лампочки, покрытый слоем влаги, проводит электрический ток, который при определенных условиях может вызвать поражение человека.

ОТВЕТ: Биологическое действие тока зависит от величины тока, протекающего по организму пострадавшего. Ток в 0,025 А вызывает проходящий паралич, а ток в 0,1 А и более смертелен.

ОТВЕТ: Электрический ток проходит преимущественно по участку цепи с меньшим сопротивлением. Если тело человека окажется лучшим проводником, то электрический ток пройдет через него, а не через дерево.

ОТВЕТ: Сопротивление лампочки от карманного фонаря мало - несколько Ом, а сопротивление всей гирлянды - несколько сотен Ом, а пальца - несколько тысяч Ом. При последовательном же соединении цепи падение напряжения на участке пропорционально его сопротивлению. Поэтому на палец, если его сунуть в патрон, придется практически все напряжение сети.

Основы > Задачи и ответы

Интересные вопросы по общей электротехнике


1.1. Одинаковы ли последствия пробоя диэлектрика одного из двух конденсаторов в случае последовательного и параллельного их соединения?
При последовательном соединении напряжение сети прикладывается к исправному конденсатору, а при параллельном соединении возникает короткое замыкание установки.

1.2. В плоский конденсатор параллельно обкладкам вносится металлический лист, толщина которого составляет 20% расстояния между пластинами. Как изменится напряженность электрического поля?
Увеличится в 1,25 раза.

1.3. Почему сушку изоляции обмоток машин, проводов, кабелей и пр. производят в баках под малым давлением с целью устранения воздуха?
Диэлектрическая проницаемость воздуха меньше, чем у изоляции. В пузырьках воздуха могут возникнуть значительные напряженности электрического поля, в результате чего может произойти разряд.

2.1. У монтера была любимая поговорка: «Горячая пайка всегда холодная, а холодная пайка всегда горячая». Что он хотел сказать этими словами?
При горячей пайке электрическое сопротивление контакта мало и тепло в нем не развивается.

2.2. В каком случае для измерения разности потенциалов вольтметр соединяется последовательно с элементами цепи?
При измерении э. д. с. источника.

2.3. Может ли перемещение рукоятки реостата не отражаться на токах электрической цепи, в которую он включен?
Может, если в ветви реостата нет тока.

2.4. Может ли напряжение между зажимами источника быть больше э. д. с источника?
Да, например, при зарядке аккумулятора.

2.5. Три пассивных элемента цепи имеют равные сопротивления, а постоянное напряжение U источника при всех режимах одинаково. Как надо соединить элементы цепи, чтобы ток был в 2 раза меньше максимального и в 4,5 раза больше минимального? Во всех случаях используются вce элементы цели.
Как две параллельные ветви.

2.6. Почему не светит лампа, если ее включить последовательно с вольтметром, при их номинальных напряжениях, равных напряжению сети, и равных сопротивлениях?
При 50% номинального напряжения лампа не светит.

2.7. Почему лампы «перегорают» в момент их включения?
В момент включения сопротивление лампы мало, ток велик и в наметившемся месте разрушения нити развивается очень много тепла.

2.8. Почему, желая исключить из цепи какой-либо элемент, достаточно присоединить к его зажимам провод?
Сопротивление провода близко к нулю и после присоединения провода к какому-либо элементу становится еще меньше.

3.1. Каким образом можно определить полюсы сердечника, зная направление намотки катушки, и к какому полюсу источника присоединен каждый ее зажим?
Если положить ладонь правой руки на катушку так, чтобы четыре пальца указывали направление тока в витках, то отставленный большой палец укажет северный полюс (см. задачу 13).

3.2. Можно ли, увеличивая ток в обмотке электромагнита, безгранично увеличивать его силу притяжения?
Нет. В стали электромагнита наступает магнитное насыщение, а обмотка перегревается.

3.3. На подковообразном сердечнике имеются две одинаковых намагничивающих катушки.
Как лучше включить катушки - последовательно или параллельно, если каждая из них соответствует постоянному номинальному напряжению сети?
Параллельное включение катушек нагрузит источник примерно в 4 раза большим током, чем последовательное, причем возможно магнитное насыщение сердечника; потери энергии при большом токе также больше и, если нет магнитного насыщения, больше магнитный поток.

3.4. Что опаснее для катушки при большом постоянном токе в ней - разрыв цепи или короткое замыкание зажимов катушки?
Э. д. с. самоиндукции при коротком замыкании зажимов катушки не превышает напряжения сети, а при разрыве цели эта э. д. с. может во много раз превысить напряжение. В результате получается пробой междувитковой изоляции катушки.

4.1. Почему в цепи постоянного тока не учитывались такие параметры, как индуктивность и емкость?
При постоянном напряжении через емкость не может проходить постоянный ток. Индуктивность не проявляет себя при постоянном токе.

4.2. Обязательно ли уменьшится переменный ток, если последовательно с катушкой включить конденсатор?
Нет, так как после включения конденсатора реактивное сопротивление цепи составит X L - X c .

4.3. Почему контактор на 220 В практически нормально работает при напряжении 127 В, если последовательно с ним включить конденсатор определенной емкости?
При состоянии, близком к резонансу, напряжение на контакторе может стать близким к номинальному.

4.4. Когда больше возможности регулирования напряжения - в цепи постоянного или переменного тока?
В цепи постоянного тока возможно включение только реостата, а при переменном токе, кроме того, можно включать индуктивность или емкость.

4.5. Какую цель преследует проблема повышения коэффициента мощности установки?
Уменьшение тока в проводах линии передачи, в трансформаторе и генераторе, уменьшение падения напряжения, нагрева и потерь энергии в них, а также уменьшение мощности установленных трансформаторов и сечения проводов линии передачи.

5.1. Как определяют, какой из проводов четырехпроводной трехфазной цепи нейтральный?
Сечение нейтрального провода обычно меньше сечения линейного провода. Когда при включении вольтметра между двумя проводами получают напряжение, в раз меньшее, чем при использовании остальных двух проводов, то в первом случае один из проводов - нейтральный.

5.2. Какую роль играет нейтральный провод в четырехпроводной трехфазной цепи?
Обладая очень малым сопротивлением, нейтральный провод не допускает возникновения большой разницы в потенциалах соединяемых им нейтральных точек генератора (или трансформатора) и приемника.

5.3. Почему к трехфазным электродвигателям всегда подводят только три провода?
Трехфазный электродвигатель имеет во всех линейных проводах равные токи, образующие на диаграмме трехлучевую симметричную звезду. Сумма таких токов равна нулю и нейтральный провод был бы без тока. При схеме «треугольник» нейтральный провод не имеет смысла.

5.4. Электромонтер, взявшись одновременно за концы оборвавшегося провода трехфазной линии, стал соединять их, не отключая линии. Он считал, что достаточно быть изолированным от земли, чтобы безопасно соединить части провода, в которых нет тока. Почему ошибочны его рассуждения?
Между концами оборвавшегося провода действует напряжение, в 1,5 раза большее фазного напряжения.

5.5. Почему в трехфазном трансформаторе, присоединенном к трехфазной линии, не образуется вращающийся магнитный поток?
Не выполнено условие пространственного сдвига обмоток: их оси параллельны.

5.6. В трех одинаковых катушках при схеме соединения их треугольником имеется симметричный режим.
Какое изменение токов вызовет отключение одной катушки?
В двух оставшихся катушках будут проходить прежние токи, из которых каждый без ответвления проходит в проводе, соединенном последовательно с катушкой. В третьем проводе ток остается без изменения.

6.1. При каком измерительном механизме амперметра стрелка после включения цепи может отклониться влево от нулевого положения, что заставляет поменять местами подводящие провода?
В случае использования амперметра магнитоэлектрической системы.

6.2. Почему нельзя пользоваться для измерения любых малых токов амперметрами на большие номинальные токи (например, 100 А)?
При малых токах механическая инерция прибора не будет преодолена или стрелка будет находиться в самом начале шкалы, где измерение нельзя выполнить точно.

6.3. Приборы какой системы предпочтительней, если ставится условие дешевизны, а пользоваться приборами будут неквалифицированные люди?
Приборы электромагнитной системы.

6.4. Как определить цену деления шкалы электродинамического ваттметра?
Необходимо перемножить номинальные значения напряжения и тока и разделить на число делений шкалы.

6.5. Какое включение реостата наиболее целесообразно: а) последовательно с приемником энергии; б) параллельно приемнику энергии; в) в виде делителя напряжения?
а) При последовательном включении реостат должен выдерживать весь ток нагрузки;
б) при параллельном включении реостата легко по неосторожности вызвать его перегрев;
в) при включении в виде делителя напряжения реостат постоянно находится под напряжением, а часть его обтекается, кроме того, полным током нагрузки.
Наибольшая плавность регулирования достигается в последнем случае.

7.1. Почему в настоящее время магнитоэлектрические генераторы применяют лишь тогда, когда не требуется большой мощности (тахо-генераторы, индукторы и пр.)?
Постоянные магниты теряют свои свойства, магнитный поток в них невелик и не допускает изменения.

7.2. С увеличением нагрузки на валу электродвигателя параллельного возбуждения растет реакция якоря. Почему скорость вращения электродвигателя все же уменьшается?
Одновременно с реакцией якоря увеличивается падение напряжения в нем, причем влияние этого падения напряжения больше, чем влияние уменьшения магнитного потока.

7.3. Можно ли пусковым реостатом регулировать скорость вращения электродвигателя во время работы?
Нет, так как сопротивление реостата не рассчитано на длительное прохождение тока.

7.4. Можно ли получить индуктирование э. д. с. отдельно от электромагнитного момента?
Нет. Как в электродвигателе, так и в генераторе имеет место одновременное образование индуктированной э. д. с. и момента электромагнитных сил.

7.5. Чем объясняется то, что скоростная характеристика электродвигателя последовательного возбуждения «мягкая»?
По мере увеличения нагрузки одновременно увеличиваются магнитный поток и падение напряжения в цепи электродвигателя.

8.1. По каким признакам можно отличить обмотку высшего напряжения от обмотки низшего напряжения?
Обмотка высшего напряжения имеет большее число витков и сделана из более тонкого провода.
При концентрической обмотке она располагается дальше от сердечника и имеет у выводов изоляторы более высокого напряжения.

8.2. С какой целью сердечник трансформатора собирают из тонких листов электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком?
Для ослабления вихревых токов.

8.3. Какие явления могут иметь место одновременно в сердечнике трансформатора?
Магнитное насыщение стали, когда увеличение действующего значения тока не сопровождается увеличением магнитного потока. Магнитный гистерезис , т. е. явление отставания потока при изменении намагничивающего тока. Вихревые токи , индуктируемые при изменении магнитного потока, пронизывающего сердечник трансформатора. Магнитное рассеяние , т. е. замыкание магнитных линий через окружающую сердечник среду.

8.4. Что характерно для работы трансформатора?
Практическое постоянство магнитного потока при всех режимах работы.

8.5. Чем отличается автотрансформатор от трансформатора?
Отсутствием самостоятельной вторичной цепи и наличием электрической связи между первичной н вторичной цепями.

9.1. Что надо сделать, чтобы изменить направление вращения трехфазного асинхронного двигателя на обратное?
Поменять местами два подводящих к электродвигателю провода.

9.2. Трехфазный асинхронный двигатель работает при соединении обмоток статора по схеме «треугольник».
Как наиболее просто повысить коэффициент мощности, если работа протекает с небольшой нагрузкой?
Пересоединить обмотки статора со схемы "треугольник" на схему "звезда".

9.3. Почему при пуске асинхронного электродвигателя, когда э. д. с. и ток в роторе максимальны, не развивается наибольший вращающий момент?
Вследствие скольжения, равного единице, реактивное сопротивление обмотки ротора велико и ток практически реактивен.

9.4. Можно ли путем включения параллельно батареи статических конденсаторов изменить активную мощность электродвигателя?
Нет, так как она зависит от нагрузки на электродвигатель.

9.5. Что необходимо сделать, чтобы трехфазный асинхронный двигатель развивал максимальный вращающий момент в начале пуска?
Необходимо увеличить активное сопротивление цепи ротора, что возможно только при фазном роторе (т. е. роторе с контактными кольцами).

10.1. Что такое синхронный компенсатор?
Синхронная машина, работающая в режиме ненагруженного двигателя; она предназначена для генерирования реактивной мощности.

10.2. Какая разница между турбогенератором и гидрогенератором?
Турбогенератор - неявнополюсный синхронный генератор, предназначенный для привода от паровой или газовой турбины. Гидрогенератор - синхронный генератор, предназначенный для привода от гидравлической турбины при непосредственном соединении их валов.

10.3. Какой вид имеет скоростная характеристика синхронного двигателя?
Вид прямой, параллельной оси абсцисс.

10.4. К одинаковым ли последствиям приводит регулирование тока возбуждения машины при параллельной работе машин постоянного тока и синхронных машин?
В машинах постоянного тока таким путем переводят нагрузку с одной машины на другую, а в синхронных машинах - только регулируют реактивную мощность.

10.5. Что называют синхронизацией машин переменного тока?
Процесс подготовки их к включению для параллельной работы.

11.1. Не противоречит ли действие магнитного усилителя закону сохранения энергии?
Нет, так как усиливается мощность, т. е. скорость преобразования энергии, но не сама энергия.

11.2. Приспособлен лн контактор к частым включениям?
Контактор может включать до 1500 раз в час.

11.3. Каким образом можно «запереть» триод?
Сообщив сетке определенный потенциал, отрицательный относительно катода; чем выше потенциал анода, тем ниже должен быть потенциал сетки для "запирания" лампы. Значение его можно установить, имея сеточные характеристики триода.

11.4. Что показывает такой параметр лампы как коэффициент усиления?
Коэффициент усиления показывает, во сколько раз действие сеточного напряжения сильнее, чем действие анодного напряжения.

11.5. Что характеризует такой параметр лампы как крутизна анодно-сеточной характеристики?
Крутизна анодно-сеточной характеристики характеризует управляющее действие со стороны потенциала сетки анодным током (для современных ламп крутизна доходит до 40 мА/в).

12.1. Что проверяют при расчете проводов?
Нагревание (допустимый ток) для данного сечения провода и потери напряжения в нем.

12.2. Могут ли две одинаковых параллельных линии заменить одну, имеющую сечение проводов в два раза большее?
С избытком, так как плотность тока в тонких проводах допускается больше, чем в толстых.

12.3. Какие требования предъявляются к электроосвещению помещений?
Достаточную освещенность, равномерность и отсутствие блес-кости.

12.4. Каковы недостатки защиты участка электросети от коротких замыканий при помощи плавких предохранителей?
Плавкие предохранители стареют и расплавляются при коротких замыканиях преждевременно; селективность действия не достигается; значение тока плавления зависит от длительности нагрузки током и условий охлаждения предохранителя.
Применение плавких предохранителей затруднено в цепях с мощными двигателями, пуск в ход которых часто длится около 10 сек, причем пусковой ток может превышать в 5-7 раз номинальный ток (выдерживая пусковой ток, предохранитель не будет защищать двигатель в случае перегрузки).

Лещёва Светлана Николаевна

МОУ Бурмакинская СОШ №2

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

Цели:

- повторение правил безопасного поведения с электроприборами;

Создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии.

Задачи:

- раскрыть роль электричества в быту;

Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;

Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

Вспомнить правила безопасного обращения с электроприборами;

Научить правильным действиям во время опасных ситуаций;

Учить работать в группе;

Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация;

Расчёски и шарики для опытов;

Толковый словарь; карточки с заданиями.

Интерактивная игра для обучающихся 2 класса.

Ход внеклассного занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Учитель: (слайд №3) - Включить свет это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается электрическая лампочка . Но, так было не всегда.

Что же люди использовали для того, чтобы было светло?

Да, в давние-давние времена людям по ночам светил лишь огонь костра .

Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился факел . Но факел был неудобен и опасен в доме: ведь может случиться пожар! Поэтому в домах использовали палочки поменьше: их называли лучины . Ставили лучину на специальную подставку, светец . Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару!

Со временем люди заметили, что, если обмакнуть веревочку в масло и поджечь, то она горит хорошо и долго. Вот и стали наливать в маленькую мисочку масло, класть туда фитиль из ниток и поджигали его. Так появились масляные лампы , которые стали напоминать небольшой чайничек, из носика которого выглядывал горящий фитиль.

Но лампа давала мало света, масло проливалось, и люди придумали свечку, а ещё позже появились керосиновые лампы. Керосиновая лампа горела ярче и была более безопасной.

Люди перестали пользоваться свечками, газовыми фонарями, и керосиновыми лампами, когда была изобретена электрическая лампочка накаливания. С тех пор, в наших домах всегда горит свет! Догадались, о чем сегодня мы будем говорить? (об электричестве)

2. Словарная работа . (слайд №4)

Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, происхождение это слово.

Слово “ЭЛЕКТРИЧЕСТВО” произошло от греческого слова “ЭЛЕКТРОН”, что означает “ЯНТАРЬ”.

3. Представление команд.

Учитель: - Сегодня мы с вами проведем игру «Его Величество Электричество» и посмотрим, как вы знаете правила безопасного поведения при работе с электроприборами и умеете ли экономить электроэнергию. Но, сначала повторим правила работы в группе.

Правила работы в группах. (слайд №5)

Дорого мнение каждого. (Никто не знает больше, чем мы, все вмесите взятые).

За работой не кричи, а спокойно говори. (Во-первых, крича, вы можете подсказать своим соперникам, а во-вторых, при крике очень неудобно работать.)

Умей не только отвечать, но и слушать. (За плохое поведение группы во время чужого выступления снимаются очки, заработанные в конкурсах.)

Учитель: - Придумайте название своей команды, выберите капитана.

За правильные ответы, вы будите получать жетоны с изображением электрической лампочки.

4. Конкурсный материал.

1 конкурс «Разминка». (слайд №6)

Каждый день и каждый час

Предметов десятки живут возле нас.

И как тяжело в нашей жизни всем стало,

Если б случайно их в жизни не стало.

Угадайте, о каких предметах идет речь? (загадки) Отвечает команда первой поднявшая табличку «ответ»

1. Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь. (Электроплита)

2. Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)

3. На столе, в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок -
Развеселый огонек. (Лампа)

4. Посмотри на мой бочок,
Во мне вертится волчок,
Никого он не бьет,
Быстро крем вам собьет. (Миксер)

5. Два соседа колеса
Собирают голоса,
Друг от друга тянут сами
Поясочек с голосами. (Магнитофон)

6. Не радио, а говорит,
Не театр, а показывает. (Телевизор)

7. Светит ночь еле-еле

Возле маминой постели. (Ночник).

8. Умный друг -

Сам без рук,

А другими пользуется. (Компьютер)

9. Берет хлеб мягкий

А возвращает хрустящий. (Тостер)

Как, одним словом, назвать эти предметы? (электроприборы)

Как работают электроприборы? (от электричества)

Электричество стало настолько привычным, что мы его просто не замечаем. Почему человеку очень нужно электричество, что оно даёт людям? (Электрический ток даёт людям свет в доме, работают электроприборы, транспорт, лифт, течет вода из крана…).

2 конкурс «Изобретатели». (слайд №7)

Учитель: - Интересоваться электричеством люди стали очень давно. На берегу Балтийского моря (показ на глобусе) они находили жёлтые камни, блестящие, похожие на стекло. Это застывшая смола сосен - янтарь. Люди думали, что в янтаре заключено волшебство. Если натереть его шерстяной тканью, то происходило нечто странное. К янтарю прилипали трава, перья, ткань, бумага. Так благодаря янтарю, а слово электричество в переводе с греческого, как я уже говорила, означает - янтарь, люди сделали великое открытие - получили электрический ток, который вырабатывается на электростанции, а потом по проводам приходит в каждый дом.

Электричество, ребята, присутствует всегда и везде. Мы можем выработать его прямо сейчас. Проделаем опыт. (выходят капитаны)

Нарежьте салфетку на маленькие кусочки. Быстро расчешитесь. Ваши волосы должны быть чистыми и сухими. Приблизьте расческу к бумажным кусочкам, но не касайтесь их. Они притянулись к расческе. Оказалось, что электрическим чудом обладает всё живое: шерсть кошки, волосы человека.

Задание капитанам:

Надуйте шарик, завяжите его. Поднесите к стене. Ничего особенного мы не увидели - шарик падает. Ваша задача - подумайте, что надо сделать, чтобы шарик прилип к стенке. (выигрывает капитан, у которого шарик быстрее прилипнет к стене)

Молодцы наши капитаны, догадались, что шарик нужно потереть о волосы. На нем появилось статическое электричество. Оно и держит шарик на стенке. Электричество живет не только в волосах, но и в нашей одежде, поэтому шарики можно было натереть и шерстяной тканью.

3 конкурс «Крестики-нолики». (слайд №8)

Учитель выдает каждой команде карточки с «х» и «о». Если высказывание верно, команда поднимает карточку с «х», если неверно, то карточку с «о». На размышление пять секунд. Работают обе ко- манды вместе. Учитель ведет учет, за каждый правильный от- вет - жетон.

1.Уходя из дома, нужно проверить, все ли электро приборы выключены. (х)

2. Обогреватель нельзя ставить около окна. (х)

3. Включенную газовую плиту можно оставлять без присмотра. (0)

4. Пиротехнику надо взрывать подальше от домов. (х)

5. Несколько электроприборов можно включать в одну розетку через тройник. (0)

6. Нельзя трогать электроприборы мокрыми руками . (х)

7. Легковоспламеняющиеся вещества нужно хранить около открытого огня. (0)

8. Нельзя оставлять включенным утюг, когда уходишь из дома . (х)

9. Оставленный на плите чайник не вызывает опасности . (0)

10. При возгорании квартиры опасен не только открытый огонь, но и токсичные продукты горения . (х)

4 конкурс «Объяснялки». (слайд №9)

Учитель: - Широкое использование электроэнергии облегчает труд людей, но при неумелом обращении представляет опасность. Ваша задача - поставить в нужном порядке действия, которые необходимо выполнить. За верный ответ - жетон.

Ситуация №1 - 1 команда

Ты дома один. Вдруг загорелся телевизор.

Твои действия: - накрыть влажной тканью;

Обесточить телевизор;

Позвонить по “01”.

Ситуация №2 - 2 команда

Представь, что ты остался один дома и решил поутюжить белье, вдруг шнур утюга вспыхнул и заискрился.

Твои действия: - бежать за водой и заливать пламя;

Выдернуть шнур с вилкой из розетки;

Взять утюг и убрать его с горящей вещи.

Ситуация №3 - 1 команда

1) Коля решил подключить магнитофон в сеть - он сначала подключил шнур к прибору, а затем к сети.
2) Лампа светило очень ярко. Таня взяла мамин шелковый платок и положила на плафон лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.
3) Бабушка попросила Вову посмотреть, не нагрелась ли вода в чайнике. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

Ситуация №4 - 2 команда (выберите правильный вариант ответа)

1) Оля мыла посуду и вспомнила, что начинается ее любимый фильм. Она стала вставлять вилку в розетку мокрыми руками.
2) Женя гладила платье. Раздался звонок. Девочка поставила утюг на специальную подставку и пошла открывать дверь.
3) Мама попросила Наташу протереть люстру. Девочка включила свет, чтобы лучше было видно, намочила тряпку и стала вытирать пыль с лампочки.

Учитель: - Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать правила использования домашних электрических приборов . Поэтому необходимо читать инструкцию, которая вложена в коробку вместе с электроприбором.

Давайте вместе составим свод правил безопасности по обращению с электроприборами. (ответивший участник получает жетон)

Правила безопасности. (слайд №10)

1.НЕ беритесь за провода электрических приборов мокрыми руками.

2. НЕ пользуйтесь неисправными электроприборами.

3. НЕ тяните вилку из розетки за провод.

4. НЕ прикасайтесь к провисшим, оборванным и лежащим на земле проводам.

5. НЕ лезьте и даже не подходите к трансформаторной будке.

6. НЕ подходите к дереву, если заметили на нем оборванный провод.

7. Не лезьте на опоры и столбы.

8. НЕ бросайте ничего на провода и не играйте рядом с линиями электропередач.

9. НЕ включайте одновременно несколько электроприборов в одну розетку.

Если человек по своей неосторожности попал под воздействие электрического тока, у него парализуется центральная нервная система. Ток сильно «притягивает» к себе, не давая «оторваться». У человека затрудняется дыхание, может остановиться сердце. Он умирает. Если человек выживет, у него на всю жизнь могут остаться сильные ожоги.

5 конкурс «Энергоэконом».

Учитель:

Энергия окружает нас повсюду. Но мы так свыклись с нею, что порою забываем об этом и о том, что благодаря энергии человеку удалось создать те вещи, которые нас окружают. Потребление энергии ежегодно увеличивается. Мы должны научиться энергосбережению - научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, эффективно и безопасно. Поэтому ежегодно во всем мире 11 ноября отмечается Всемирный день энергосбережения. (слайд №11)

Представьте, что наша квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать?

Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Верно! Энергосбережение - это бережное отношение к энергоресурсам, эффективное использование возобновляемых и наносящих минимальный вред природе источников энергии. Энергосбережение - это экономия денег семейного бюджета, забота о тех, кому предстоит жить на планете Земля после нас, это забота о наших потомках.

Я буду зачитывать ситуации, команды по очереди объясняют, правильно ли поступили их герои. (жетон за верный ответ) (слайд №12)

1. «Мама и папа смотрели телевизор. Мама ушла на кухню готовить обед. Папа решил помочь маме, он выключил телевизор и тоже пошел на кухню.»

2. «Через час должен начаться любимый Ленин сериал. Чтобы его не пропустить, она включила телевизор и села рисовать.»

3. « Папа сел смотреть телевизор и уснул. Он проспал ровно час. Когда папа проснулся, сразу выключил телевизор и пошел на улицу».

4. «На день рождения к Андрею пришли друзья. Старшая сестра время от времени выходила на кухню, чтобы взять очередное угощение, но свет на кухне не выключала».

5. « Папа с мамой заменили все старые лампочки в доме на новые энергосберегающие.»

6. «Петя сделал все уроки и побежал гулять на улицу с друзьями, забыв выключить свет в комнате.»

Учитель: - Представьте, что если в школе или дома без необходимости будет гореть одна лампочка в течении дня (10 часов), то этого электричества хватит чтобы испечь 30 кг. хлеба.

К аждый хороший хозяин знает, что энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

- Какие советы вы можете дать, хозяевам квартиры, где в каждой комнате горят яркие электрические лампочки и, перекрикивая друг друга, работают компьютер, магнитофон? К чему вы бы их призвали? (работа в командах)

(Команды озвучивают свои советы и обе получают жетоны.)

Советы по экономии электричества (слайд №13):

Уходя из дома, гасите свет.

Следите за тем, чтобы свет горел только в тех помещениях, где вы находитесь.

Включайте технику только тогда, когда это нужно.

Используйте энергосберегающие лампы: они потребляют электроэнергии на 70-80% меньше, чем лампы накаливания.

Учитель: - Молодцы, ребята! Каждая команда вспомнила про энергосберегающие лампочки. Энергосберегающие лампочки используют для освещения жилых домов и офисов. Они потребляют энергии на 70-80% меньше, служат в 5-6 раз дольше обычной, а, значит, менее отрицательно воздействую на окружающую среду.

Самым экологически чистым источником света являются светодиодные лампочки. В качестве источника используют светодиоды. Светодиодные лампочки не содержат ртуть, поэтому они не представляют опасности в случае выхода из строя. Применяют их для бытового, промышленного и уличного освещения.

6 игра «Догадай-ка». (слайд №14)

Учитель: - Итак, последний конкурс. В нем мы подведем итоги всей игры. (жетон за правильно выполненное задание) Командам надо подумать и догадаться, какое слово пропущено в предложении.

Задание командам:

В жилом помещении опасными могут быть … (электроприборы)

Перед тем как воспользоваться прибором или инструментами, надо … (прочитать инструкцию)

Выходя из комнаты или дома, надо … (выключать электроприборы)

При включении и выключении электроприборов, надо проверить … (исправность электропроводки)

К оголённым проводам нельзя… (прикасаться)

Не устанавливайте электроприборы вблизи … (приборов отопления)

Нельзя ковыряться в розетке … (пальцем или другими предметами) .

Электричество не терпит соседства с … (водой) .

5. Подведение итогов игры.

(Подсчитывание жетонов. Награждение победителей. Все участники получают памятки «Основные правила пользования электроприборами.» )

6. Список использованной литературы:

1.Классные часы 1-4 классы. Авт.-сост. Н.И. Усцова Волгоград: 2008.

2. Классные часы в начальной школе А.В. Магелон. - Ярославль, Академия развития, 2009.

3. Грачева, Е. Энергосбережение для всех и каждого /Е. Грачева. — Челябинск, ОГУП «Энергосбережение», 2002.

4. Энергия вокруг нас: Учебный модуль. — Брянск: БРОО «Виола», 2003.


Close